Минувший год оказался на редкость успешным для российских аграриев — им удалось не только поднять производство, но и улучшить финансовые показатели. Как явствует из опубликованных вчера данных Госкомстата, большинство сельхозпроизводителей впервые с 1993 г. закончило прошлый год с прибылью. Как пишут «Ведомости», чиновники приписывают это достижение себе, а аграрные капиталисты — хорошей погоде.
В 2001 г. сельское хозяйство заняло 2-е место по темпам роста сальдированного финансового результата (прибыль за вычетом убытков) , уступив только бурно растущей розничной торговле. А рекордный урожай зерновых послужил причиной опережающего роста сельхозпроизводства, объем которого увеличился в прошлом году на 6,8% при росте выпуска в промышленности на 4,9% , а ВВП — на 5%.
В пользу крестьян играли и конъюнктурные факторы. Цены на реализованную сельхозпродукцию увеличились в прошлом году на 17,5% , при этом цены на промышленную продукцию выросли всего на 10,7%. Не обременительными для аграриев остаются издержки на оплату труда, доля которых в производственных затратах снизилась за последние 10 лет в два раза. В ноябре 2001 г. средние зарплаты занятых в сельхозпроизводстве составляли всего 41% от общероссийского среднего уровня. В результате впервые за восемь лет доля прибыльных сельхозпредприятий перевалила за половину, увеличившись по сравнению с 2000 г. с 46% до 52%.
О растущем благосостоянии крестьян свидетельствуют и косвенные признаки. В государственном Россельхозбанке с некоторым недоумением констатируют, что сельские заемщики вернули банку почти 100% из выданных в прошлом году краткосрочных кредитов на сумму более 2,8 млрд руб. «Наши кредитчики говорили, что так и будет, но в банке все равно был определенный мандраж перед 15 декабря [дата погашения краткосрочных кредитов под посевную и уборочную], — говорит пресс-секретарь РСХБ Андрей Черепанов. — Кредитчики оказались правы».
Первый заместитель министра сельского хозяйства Сергей Данкверт полагает, что крестьянам в прошлом году пришлась очень кстати программа выдачи льготных кредитов с субсидированной процентной ставкой. «Благодаря этому нам удалось привлечь в АПК 17 млрд руб. оборотных средств, и у нас больше не возникало проблем с обеспечением села горюче-смазочными материалами в период посевной и уборочной кампаний», — сказал Данкверт «Ведомостям».
Руководитель отдела окружающей среды и сельского хозяйства Госкомстата Александра Епихина не видит в последних данных ничего сенсационного. «Финансовое положение сельхозпроизводителей резко улучшилось после девальвации, — напоминает она. — Импорт резко упал, поэтому кардинальные изменения произошли уже в 1999 г., когда из-за расширения рынка сбыта доля убыточных сельхозпредприятий упала с 88% до 54% «.
Агрокомпании тоже не считают, что 2001 г. был для отечественного сельского хозяйства переломным. Дмитрий Ушаков, глава АПК «Агрос» — сельскохозяйственной структуры «Интерроса», объясняет прошлогодний рост прежде всего благоприятными климатическими условиями, а также некоторым улучшением культуры земледелия. «Агросектору в прошлом году просто повезло», — говорит Ушаков.
Начальник сельхозуправления другой крупной агропромышленной компании — «Русагро» Юрий Костюк тоже считает, что всему причиной — хорошая погода, но уверен, что рост продолжится и в этом году. «Все больше переработчиков инвестируют в хозяйства, расположенные вблизи предприятий: сахарные заводы — в производство свеклы, маслоэкстракционные — в семечку, хозяева элеваторов выращивают зерновые», — говорит он. Ушаков настроен менее оптимистично. «Крупный капитал и новые знания только начали приходить в сельское хозяйство, — рассуждает глава «Агроса». — Поэтому даже хороший урожай может не пойти впрок, а привести к затовариванию рынка, ведь экспортные возможности России пока ограниченны».
С тем, что нынешнее благополучие аграриев крайне ненадежно, согласны и официальные экономисты. «Один неурожайный год может привести к новому глубокому спаду сельскохозяйственного производства», — констатируют эксперты Центра экономической конъюнктуры при правительстве. Поэтому в Минсельхозе продолжают делать ставку на протекционизм. Если в 2002 г. будут введены ограничения на импорт мяса птицы, доля прибыльных сельхозпредприятий может вырасти еще на 20% , убежден Данкверт.