Кажется, что эпоха бурного развития производства биотоплива из продовольственных культур в Европейском Союзе безвозвратно ушла.
В докладе «ЕС Биотопливо 2013» (EU Biofuels Annual 2013) Министерство сельского хозяйства США (FAS USDA) подробно проанализировало развитие и перспективы развития рынка биотоплива в ЕС. В подготовке доклада приняли участие эксперты из ряда государств-членов ЕС. «АгроНовости» остановится только на самых важных моментах и выводах этого анализа.
В последние годы Европейский Союз завоевал место одного из мировых лидеров в производстве биодизельного топлива из сельскохозяйственного сырья, но «время быстрого расширения производственных мощностей, кажется, закончилось». По оперативным оценкам на 2013 год производство биодизеля в ЕС стабилизировалось на уровне около 10,3 млн. литров. Это, кажется, потолок для производства в 2014 году, эта сумма значительно ниже пика двухгодичной давности, когда производство биодизеля в ЕС достигло 10,9 млн. тонн.
При производстве биоэтанола ситуация несколько иная. Ввод в эксплуатацию британского завода Vivergo увеличивает шанс производства биоэтанола в ЕС в 2013 и 2014 году, но «новые инвестиции в производственные мощности маловероятны».
Такая перспектива нанесла очередной удар по сектору так называемого традиционного биотоплива (conventional biofuel sector), так как в начале августа Агентство по охране окружающей среды США — EPA (US Environmental Protection Agency) ограничило мандат на увеличение производства этанола в первый раз за восемь лет. Аналитики говорят, что этот шаг приведет к сокращению использования кукурузы для производства альтернативных видов топлива, запасы этого злака в США будут увеличиваться, следовательно, будет больше фуража на экспорт.
В отличие от США, ЕС и Бразилия, скорее всего укрепят потенциал производства биотоплива, что обусловлено главным образом более низкой ценой на сахар.
Ухудшение перспектив европейской промышленности в производстве биотоплива из продовольственных культур относятся в первую очередь «ухудшением ситуации на рынке» и особенно появлением растительных масел, которые являются основным сырьем для европейской индустрии биотоплива. Еще одним фактором является конкуренция со вторым поколением технологии производства, которые используют отходы производства.
Политическое давление тоже сыграло в этом роль, говорят эксперты. По их словам, политическая поддержка традиционных продуктов (рапса, пшеницы и т.д.) для производителей биотоплива снижается из-за позитивных настроений в отрасли альтернативного топлива второго поколения с использованием отходов, в основном «не продовольственного сырья». Европейская комиссия предложила ограничить до 5% долю биотоплива первого поколения в общей доле потребления. В докладе подчеркивается, что политическое давление на производителей биотоплива первого поколения исходит от инициативных групп и политиков, которые «опасаются, что сельскохозяйственные угодья и пастбища, используемые для производства продуктов питания и кормов, уйдут на производство биотопливной промышленности».
Правительства авторитетных и влиятельных европейских стран уже начали менять свою политику. Во Франции, например, в прошлом году кампания по «прекращению государственной поддержки биотоплива первого поколения» идет полным ходом, Испания также сократила минимальные требования к наличию био-компонентов в структуре биотоплива.
Тем не менее, аналитики USDA считают, что Европейская комиссия будет искать компромисс, поскольку он находится под очень сильным давлением со стороны сельскохозяйственного лобби. «Вполне вероятно, что предел будет увеличен до 8%, для того чтобы промышленность могла покрыть расходы», говорится в докладе.