Стратегически важные для всей страны объекты не случайно остаются в государственной собственности. По идее, таким образом Правительство обеспечивает себе необходимый контроль, защищая национальные интересы. И в том числе, обеспечивая стабильность экономики. Но, к сожалению, в призме нашей реальности эти принципы преломляются, как в кривых зеркалах. Пример тому ситуация с международным морским портом Актау — единственным в стране. Стратегическая роль превратила международную гавань из важнейшего транспортного узла в персональную вотчину управленцев, больше помышляющих о своих доходах, чем об интересах экономики.
И стразу — цитата одного из управленцев, которая красноречиво характеризует подход «хозяев» вотчины к возложенным на них задачам. В. Новиков, заместитель директора республиканского государственного предприятия Актауский международный порт, так ответил зернотрейдерам, желающим отправить морем большой груз ячменя в Иран:
«Я работаю здесь 40 лет, сменилось 100 директоров, и моя работа стабильна, согласованна, и желающие нарушить поставленные условия отгрузки, отгружаться не будут! Идите вы, куда подальше со своим зерном, то, что ваш урожай гниет из-за отсутствия возможностей продажи, отгрузки — меня не волнует, это вопрос Правительства, а не мой, с зерном не собираемся связываться вообще! Нам более выгодно отгружать, хранить металл и нефть, от этого у нас прибыль в 10 раз больше, чем от ваших зерновых культур!».
Стоит пояснить, что столь эмоциональный выплеск управленца вызвал отказ зернотрейдеров воспользоваться услугами экспедиторской фирмы, которую им навязывали в «помощники». Стоит ли говорить, что если бы зернотрейдеры оказались сговорчивее, то зерно бы без проблем покинуло берега Казахстана, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».
«Поставленные условия отгрузки», о которых говорит Новиков, известны многим бизнесменам, имеющим дела с Актауским портом. Поскольку предприятие это государственное, тарифы на услуги установлены централизованно. Невысокие, надо сказать. Но это — только видимость, надводная часть айсберга. Подводная часть — те самые экспедиторские фирмы, без посредничества которых никто и не может попасть в список счастливчиков, имеющих возможность транспортировать свой товар морским путем. Кто-то готов мириться с такой ситуацией годами, а кто-то устал мириться с такими серыми схемами и работать на обогащение управленцев, сделавших их своего кресла на гособъекте нехилую кормушку.
Надоела эта ситуация и зернотрейдерам. В этом году она переживается тем более остро из-за перепроизводства зерна и необходимости его оперативно экспортировать, чтобы освободить элеваторные емкости и спасти зерно, гниющее в кучах на полях. В этих условиях информация администрации порта о том, что отгрузка зерна не представляется возможной до конца года (а то и вовсе), переполнила чашу терпения. Трейдеры написали письмо Премьер-министру страны Кариму Масимову и в Администрацию Президента РК.
В документе подробно изложены все нюансы переговоров с портовым начальством. Картина вырисовывается такая — несмотря на имеющиеся у порта возможности, администрация отказывается принимать зерно на погрузку в собственные (!) корабли трейдеров по надуманным предлогам. А истинная причина одна — нежелание трейдеров пользоваться услугами посредников-экспедиторов…
Одну цитату из письма мы уже привели — слова В. Новикова. Почитаем еще немного из того, что предназначено для внимания первых лиц страны:
«Наша компания — производитель зерновых культур — столкнулась с проблемой реализации выращенного и убранного урожая в виду полного немотивированного ничем отказа со стороны руководства АО «Ак Бидай Терминал» в отгрузке зерна через порт Актау, и непосредственно через сам порт Актау».
«Просим Вас оказать содействие по согласованию с АО «Ак Бидай Терминал» по перевалке груза ячменя через порт в Актау, или напрямую в международный торговый порт Актау. Погрузка будет проводиться на открытых площадках, минуя ТОО «Ак Бидай Терминал», первая партия отгрузки — до 4 000 тонн ячменя в мешках биг-бегах. Дополнительно сообщаем, что имеется собственный корабль для транспортировки груза ячменя, поэтому проблем с быстрой и своевременной разгрузкой вагонов и погрузкой на корабль не возникнет.
Действуя в соответствии с планами Правительства Республики Казахстан, наша компания, спасая свой урожай от гибели и фирму — от банкротства, несмотря на острую нехватку вагонов для отправки зерновых культур, изыскала возможность поставить зерно в Актау для дальнейшей отправки в Иран. Фирма получила отказ, несмотря на предварительную договоренность в письменной и устной форме».
«В ходе встречи нашего представителя с Новиковым В., заместителем директора республиканского государственного предприятия Актауского международного порта, нам пытались навязать дополнительные услуги аффилированной экспедиторской фирмы за дополнительную плату, в которых мы не нуждаемся, потому, как сами имеем возможность осуществить перевалку. Ранее в полученных ответах озвучивалось, что мы имеем право работать без услуг экспедиторов.
Непосредственно при встрече с нашим представителем господин Новиков обозначил все свои требования, идущие в разрез с планом Правительства, требования нарушающие права производителей зерновых культур. Он обозначил позицию выгодную только ему как частному лицу, вынуждая работать только через экспедиторские компании, когда при работе через экспедиторские компании стоимость перевалки будет составлять 2 800 тенге за тонну + 20 долларов за каждую тонну, что в общем, будет составлять 40 долларов за тонну.
Когда при работе без услуг экспедиторов реальная стоимость за тонну составляет 6-7 долларов/тонна. Условия Новикова в данной сложившейся ситуации понятны. За ними стоит финансовая выгода. Но они незаконны, так как в законодательстве прямо указана незаконность действий продавца в навязывании дополнительной услуги покупателю, если он в ней не нуждается».
«Этим ставится под вопрос и поддержка казахстанского производителя сельскохозяйственной продукции, о которой заявляют с высоких трибун. Мы, как призывает Правительство, вырастили в непростых погодных условиях, собрали зерновые, и теперь, имея технические возможности реализовать урожай, упираемся о стену чиновничьего непонимания, и, даже, скорее всего, желание личной наживы со стороны отдельных лиц».
Своим обращением к высшим лицам государства зернотрейдеры надеются инициировать проверки работы администрации порта Актау и пресечь злоупотребления, аналогичные описанным в письме. Ну, а главным образом, они надеются на помощь в отправке грузов адресатам. И выполнение этой задачи принесло бы пользу, без преувеличения, всей стране. Ведь не секрет, что пока идут споры-пересуды, большая часть 30-миллионного урожая казахстанского зерна остается под открытым небом. Десятки тысяч тонн пшеницы либо остается в кучах под открытым небом, либо и вовсе — на необмолоченных полях. Крестьяне не видят возможности сохранить зерно.
Поскольку все хранилища забиты под завязку. Стратегическая задача Правительства, от которой зависит стабильность целой отрасли экономики — нормализовать экспорт, освободить элеваторы и сохранить выращенное трудом крестьян зерно. А пока же отсутствие свободных мест для хранения создает ситуацию, при которой крестьянским хозяйствам приходится срочно за бесценок продавать свой урожай для того, чтобы обеспечить текущие платежи по обязательствам и просто для того, чтобы освободить место для нового зерна, поступающего с полей.
«Мы обращаемся к Вам как к последней инстанции, которая может внести законные коррективы в действия ответственных лиц администрации порта Актау, которые, пользуясь своим монопольным положением, своевольно устанавливают дискриминационные условия работы для участников экспортного зернового рынка Казахстана», — так завершают зернотрейдеры свое письмо.
Есть ли надежда на благополучный исход обращения? Сложно сказать. Учитывая, какую долгую историю имеет эта проблема. Вспомним, что вопрос доступа зернотрейдеров к услугам порта Актау не раз поднимало ИА «Казах-Зерно». В феврале 2010 года корреспонденту агентства удалось задать тогдашнему министру сельского хозяйства РК Ахылбеку Куришбаеву вопрос о том, почему администрация порта отказывает в заключении договоров на перевалку зерна через порт Актау?
Ахылбек Куришбаев ответил, что специально съездил в командировку в Актау и изучил вопрос отгрузки зерна. По ее итогам министр сделал вывод, что единственная проблема заключается в нехватке судов. Поскольку своих судов у Казахстана нет, казахстанское зерно экспортируется в иранских судах. На всех их не хватает, отсюда и возникают проблемы.
Так же министр заверил корреспондента агентства, что в удовлетворении заявок трейдеров действует строгая очередность.
«Все компании отгружают зерно в порядке очередности, которая формируется по мере поступления заявок. Очередность соблюдает и Продкорпорация», — сказал министр.
Как мы видим, минул год. У руля сельского хозяйства Казахстана новый министр — но проблемы на повестке дня старые…