На рассвете истории, когда огромные территории Руси только начинали осваивать первые поселенцы, было заложено основание не только для формирования национальной культуры, но и для важнейшего направления сельского хозяйства, т.е. для земледелия. Какие методы обработки почвы использовали в древности? Как выращивали пшеницу? Какие сорта были? Как люди поняли, что из пшеницы можно испечь хлеб? Об этом пишет agrotime.kz.
История
Пшеница – это одна из крупнейших стратегических сельхозкультур во всем мире. Она являлась важным продуктом питания граждан более восьми тысяч лет. По прогнозам ученых, к 2050 г. спрос на нее вырастет до семидесяти процентов. Рост спроса случится из-за роста численности населения в мире.
Ученые до сих пор спорят и не могут ответить на вопрос: где зародилась культурная пшеница. По предположениям она происходит из ближневосточного региона, который называют условно плодородным полумесяцем. Вероятнее всего, если учитывать генетику культурной и дикой пшеницы, речь идет об области, которая располагается вблизи современного города Диярбакыр в юго-восточной Турции. По словам ученого-генетика и селекционера, Родина пшеницы – Армения.
Пшеница – это один из первых одомашненных злаков. Еще в самом начале Первой аграрной революции люди культивировали ее. Они использовали в пищу дикорастущую, но не дозревшую пшеницу. Им приходилось так поступать, так как при полном созревании зерна осыпались. Современная пшеница полностью лишена этого недостатка: пока не выбьют зерна из нее при обмолоте, они будут надежно держаться в колосе.
Процесс одомашнивания пшеницы шел в период от 10200 до 6500 лет назад. Год от года древние земледельцы делали успехи в ее выращивании, повышая процент зерен, которые несут ген, обеспечивающий устойчивость к осыпанию. Этот процесс был чрезвычайно длительным. Ученые не считают, что дальнейшее развитие было результатом целенаправленной селекции. На их взгляд все произошло под влиянием случайных факторов.
Способы селекции первых сортов:
- По прочности колоса (выдерживание жатвы);
- По устойчивости к полеганию;
- По размеру зерна.
Улучшив селекцию, земледельцы столкнулись с тем, что пшеница перестала размножаться без помощи человека. Культурная пшеница зародилась вблизи Иерихона, Тель-Асвада и Ирак-эд-Дубба. Позже она появилась на юго-востоке Турции. Ее распространение началось в 9 тысячелетии до н.э. с района Эгейского моря и завершилось повсеместным распространением по всему миру ближе к современной истории.
Древние сорта
Древние виды пшеницы – это генетические родственники и прародители современных видов мягкой и твердой пшеницы. Они, а это: спельта, камут, однозернянка и двузернянка, были известны многие тысячелетия назад. В отличие от современных сортов, которые претерпели многовековую гибридизацию для улучшения вкуса и урожайности, они остались в неизменном виде.
В РФ камут, спельту, одно- и двузернянку называют ошибочно полбой.
Современная пшеница отличается от древней числом хромосом. Так, к примеру, однозернянки наборов хромосом два; у двузернянки и камута – четыре; у спельты и современной пшеницы – шесть. Есть различия и в соотношении глиадинов к глютенинам в глютене. В однозернянке глютен имеет специфическую структуру: в ней содержится глиадин, который нетоксичен для тех, кто страдает целиакией; у других видов древнего зерна нет некоторых глиадинов, поэтому они показаны людям, у которых развилась аллергия и непереносимость на современные виды пшеницы.
В отличие от современной в древних видах содержится больше белка, незаменимых жирных кислот, минералов и клетчатки. Они богаты антиоксидантами и лигнанами, а, значит, с их помощью можно проводить профилактику онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний и астмы у детей.
Зерна у древних видов пшеницы прячутся за очень жесткой чешуей. Благодаря чешуе в них сохраняются питательные вещества. Пшеница защищена от погоды, сорняков, вредителей и заболеваний. Между тем, именно чешуя мешает быстро очистить зерно.
Поначалу одно- (einkorn), двузернянка (emmer), камут (kamut, Khorasan wheat, oriental wheat) и спельта (spelt) были широко распространены на территории Азии и Европы. Постепенно земледельцы стали переходить на современные сорта, так как древняя пшеница требовала трудоемкого и дорогостоящего процесса очистки зерна и была проблема с усвояемостью минеральных удобрений. Аграрии, которые в свое время ударились в органическое земледелие, говорят, что спельта, камут, одно- и двузернянка отлично подходят для их целей. Шелуха делает их устойчивыми к вредителям и болезням. Не надо вести обработку посевов на полях.
Древние виды пшеницы ценятся у некоторых аграриев и до сих пор возделываются. Они богаты на полезные и питательные вещества, которые легко и быстро усваиваются человеческим организмом. Если люди будут кушать хлеб, выпеченный из этих сортов, то у них укрепится иммунитет, нормализуется уровень сахара в крови, улучшится работа сердца, сосудов, на постоянной основе будет вестись профилактика инфекционных и онкологических недугов. Нет нужды отказываться от их употребления людям, у которых развивалась аллергия и индивидуальная непереносимость современных видов пшеницы.
Выращивание зерна в древности
Основой земледелия на Руси издревле было выращивание зерна. Проходят года и века, но ценность пшеницы остается неизменной, а меняются лишь методы выращивания. Кроме того, в «арсенале» у современных аграриев есть достижения науки и техники. Древние люди на Руси не имели и половины из того, что есть у них, и помогали им в севе приметы и поверья. В качестве орудий они владели нехитрыми деревянными орудиями труда, а точнее сохой, бороной, серпом, косой, вилами, цепом и граблями.
Древние методы обработки почвы
Сейчас Новый год в России начинается 1 января, а на Руси он начинался 1 марта. Люди радовались наступлению весны из-за пробуждения природы от зимней спячки. Как они определяли, готова ли земля к пашне? Критериев для определения ее готовности было два: во-первых, она должна была рассыпаться под сохой, а не резаться пластами; во-вторых, при сжимании кулака земля из него должна была рассыпаться, а не падать комком.
Для первоначальной обработки почвы использовали соху. С ее помощью делали одинаково глубокие борозды. После сохи грунт проходили плугом, а после того, как вспашка была сделана, делали боронение граблями.
Подготовка семян
С особым почтением земледельцы относились к семенам. Их хранили в сухом и прохладном месте. Заготавливали с осени, а качество проверяли непосредственно перед севом. Для этого зерна клали в миску, наливали воду. Если они оставались на дне, значит, качество у них было высоким.
Сев на Руси
Для сева выбирали дни, когда устанавливалась сухая и безветренная погода. При этом учитывали и приметы, которых было много. К примеру, если распускалась береза, сеяли овес; если цвела яблоня, то просо; если слышали кукушку, то лен. Также определяли время начала посевной по тому, какой был разлив: если большой, сев яровых был ранним; если небольшой, то сев яровых был поздним.
Даже в древности люди поняли, что надо проводить севооборот по схеме: рожь – овес – отдых – пшеница. С XIV века в обиход вошла гречиха, которая за сезон улучшала почву и не давала распространяться сорным культурам по полю.
Обычно в День Ивана Долгого на Руси сеяли пшеницу. По традиции 21 мая зажиточные крестьяне пекли пироги и шли с угощением по соседям и нищим. Если первым на их пути встречался путник, который не отказывался от угощения, то урожай по осени должны были собрать богатый. Также во время начала сева пшеницы учитывали две приметы: должна была зацвести черемуха, должны были на дубе появиться листья.
Даже посеяв зерно, крестьянин не сидел без работы. Ему приходилось трижды вспахивать и удобрять паровое поле. Вспашка и внесение удобрений были нужны для того, чтобы поле впоследствии давало богатый урожай. Желательно было успеть с обработкой парового поля до сенокоса, чтобы и сельхозживотные были при корме в зимовку. Первый покос травы делали на праздник Ивана Купалы. К тому моменту трава уже вырастала в высь и была весьма сочной. Косили с самого утра и до момента, пока не исчезла роса. Потом прямо в поле траву собирали в стога, ждали, пока она высохнет (для этого ворошили ее граблями), а потом перевозили на скотный двор, закладывая на хранение на сеновал.
Древние удобрения
Для удобрения пшеницы использовали простецкие удобрения, в частности золу, перегной и навоз. На Руси крестьяне сталкивались со «злыми» силами, поэтому намеренно пытались соблюсти во время сева все приметы и поверья. Иногда они могли лишиться всего урожая или его части из-за мышей-полевок, птиц, разных насекомых. Пуще других они боялись саранчовых нашествий. Полчища саранчи могли за пару минут сделать напрасным их труд. Самое крупное нашествие произошло в 1649 г., тогда был недород во многих районах современной России.
С вредителями и болезнями древние русские боролись, используя разные методы борьбы. Их уничтожали механическим путем, огнем и применяли для борьбы с ними натуральные репелленты.
Жатва
Самый первый сноп собранной пшеницы на Руси украшали лентами и цветами, вносили в свое жилище и ставили в красный угол. Его обмолачивали первым. Считалось, что его зерна имеют чудодейственную силу.
На жатве на Руси трудились все – и дети, и взрослые. Не трудились только немощные. Одни были основными работягами, другие были на подхвате. Одни серпом жали, другие снопы вязали. Трудились с рассвета и до заката, не разгибая спины. Когда жатва подходила к концу, в поле оставляли «бороду», т.е. пучок колосьев, который не был сжатым. Его завивали, украшали цветами и прикапывали землей. Считалось, что этот пучок напитает и накормит землю для будущего урожая.
С полей колосья вывозили на гумно. Влажную пшеницу сушили в овинах, т.е. в специальных сушильнях. Для этого выкапывали глубокую яму, устанавливали над ней бревенчатый сруб с решетчатым настилом. На настил клали влажные снопы, а на самом дне ямы разводили огонь. Действовали с большой аккуратностью и осторожностью. От одного неправильного движения мог вспыхнуть не только овин, но и все, что было рядом с ним.
Когда колосья подсыхали, обмолачивали их на току, т.е. на утрамбованной земляной площадке под открытым небом. Снопы раскладывали в два ряда, колосья располагались внутри. По ним били цепом, т.е. орудием, у которого была длинная деревянная рукоять, к которой на ремне висело било, т.е. тяжелая палка с округлым утолщенным концом. По сути, из колосьев выбивали ценное зерно.
Оставалась солома, которую также использовали в бытовых нуждах и не только. Во-первых, соломой крыли кровлю; во-вторых, добавляли в корм скоту; в-третьих, стелили в хлеву для тепла и чистоты; в-четвертых, делали из нее соломенный тюфяк для сна.
После обмолота пшеницу сгребали в кучу, а потом подбрасывали лопатой вверх на ветру, очищая ее от мусора – пыли, остатков колосьев и соломы. Веяльщику передавали самое крупное и тяжелое зерно, чтобы впоследствии использовать его в качестве семян.
Потом пшеницу закладывали на хранение в житницы и амбары. Если закрома будут полны, и людям хватит хлеба, и скоту корма, а если закрома будут полупустыми, то весной придется добавлять в муку лебеду, да желуди.
Заключение
Хлеб всему голова. Несмотря на то, что на дворе уже XXI век, а он по-прежнему есть почти в каждом доме. Если на Руси пекли всего несколько видов хлеба, в основном используя муку и воду, то сейчас разновидностей хлеба масса, и каждый, в том числе и тот, кто придерживается здорового образа жизни и строгого питания, найдет подходящий. Сегодня аграриям помогает современная техника и орудия труда. Труд земледельца уже не такой трудоемкий, но только в том случае, если вся техника подготовлена загодя.
Статья предлагает интересный взгляд на историю развития пшеницы, одной из ключевых сельскохозяйственных культур. Авторы подробно рассматривают процесс одомашнивания пшеницы, ее первые сорта и методы выращивания в древности.
Статья предоставляет ценную информацию о том, как различные факторы влияли на эволюцию сельского хозяйства и выращивание пшеницы в древности. Она подчеркивает важность этой культуры в истории человечества и в современном мире. В целом, очень интересное и познавательное чтение для всех, кто интересуется сельским хозяйством и историей развития сельскохозяйственных культур. Современное агро оборудование продолжает развивать это направление в наши дни.